Главной темой нашей беседы с основателем архитектурного
бюро IQ Эриком Валеевым стало обновление выставочно-
аквариального комплекса «Рыболовство» на ВДНХ. Бюро
в прошлом году выиграло конкурс на реконструкцию
этого павильона, предложив не просто поменять фасады,
а провести работы, исходя из переосмысления функций
объекта, понимания причин разрушений.
Р азумеется, разговор наш начался
с выставки в целом, точнее, с про-
фессионального восприятия этого
ансамбля нашим собеседником.
— Эрик Ильдарович, ВДНХ — одна
из, без преувеличения, культовых
площадок столичного мегаполиса.
Как вы, архитектор, кратко описа-
ли бы, презентовали ее?
— ВДНХ поражает своей монументаль-
ностью и масштабностью. С самого нача-
ла своего существования выставка стара-
лась удивлять посетителя, показать что-то
сверхчеловеческое и небывалое. Со вре-
менем помпезность территории стала не-
уместной. Однако дух восхищения не по-
кинул ее. В ВДНХ был заложен огромный
потенциал. В последние годы он раскры-
вается в новом свете.
— В конце 90-х вы были уже
студентом МАРХИ, а выставка
переживала трудные времена:
запустение, засилье торговых
ларьков, уничтожение историче-
ских ценностей. Думали ли в то
время о том, что когда-нибудь
будете участвовать в ее возро-
ждении?
— Да, посещение территории ВДНХ
тогда провоцировало сильные эмоции,
которые не всегда можно было назвать
положительными. У меня вызывал ис-
креннее недоумение тот факт, что настоль-
ко знаковое, живописное и уникальное
место было доведено до плачевного со-
стояния.
В пору студенчества всегда хочется из-
менить и сделать лучше весь мир. Одна-
ко после завершения обучения приходит
опыт, а вместе с ним и понимание, что в
жизни не все так просто. Лишь после вло-
жения достаточного количества времени,
сил и терпения в итоге появляется воз-
можность из грез перейти в поле реаль-
ной практики.
— По поводу павильона «Рыбо-
ловство» — не возникало ли за-
долго до начала работы над этим
проектом мыслей: «Эх, как бы его,
этот несимпатичный, в духе бру-
тального модернизма, объект пе-
ределать!»
— Со сменой эпох павильон несколько
раз кардинально перестраивался и адапти-
ровался под современные вкусы. Так, сразу
после войны он был реконструирован в сти-